Лукашенко предложили новации в работе ФСЗН, но он их не поддержал. Что насторожило Президента
Он отметил, что речь пойдет о Фонде социальной защиты населения: "Предлагается его вместе с сопутствующими структурами, которые с ним находятся в тесном контакте по обслуживанию указанных мною категорий, несколько усовершенствовать. Когда мы ведем речь об усовершенствовании, я всегда задаю вопрос: надо ли это, откуда появился этот вопрос, в чем суть и проблема. Это не значит, что мы не должны совершенствовать структуру управления государством, отдельных направлений, отраслей. Я уже об этом говорил, это надо делать, не ломая саму систему. Модернизируя, усовершенствовать надо структуру - время идет. Но это если надо. Поэтому первый вопрос, на который нужно ответить: надо ли нам это - совершенствование структуры ФСЗН и тех, кто выплачивает, назначает пенсии, пособия и так далее. Надо ли?"
Что касается пенсионного обеспечения, то все функции в этой сфере предлагается сконцентрировать в ФСЗН. Вопрос также дискуссионный.
В целом Президент обозначил вопросы в плане оперативности внедрения тех или иных новаций. Если они действительно нужны, то это следует делать более оперативно, не растягивая по этапам на несколько лет: "Если мы убеждены, что та система в будущем приживется, зачем ее растягивать на 5-10 этапов и совершенствовать эту систему в течение 5 или 7 лет. Я примерно говорю. Если мы в этом убеждены, так давайте в два шага. Первый шаг, который мы можем сделать, - и с 1 января будущего года начать работать. А второй шаг - с середины будущего года. Если мы в этом убеждены. То есть не надо растягивать вдолгую процессы, которые надо решать быстрее. Если их можно решить быстрее".
"Для того мы и собрались, чтобы обсудить этот вопрос. Но он будет связан с первым вопросом: надо или не надо, чего нам не хватает здесь? Ну работает вроде система - работает. Люди к ней привыкли. Что даст это совершенствование?" - сказал Александр Лукашенко.
В числе предложений, с которыми пришли на доклад к главе государства, есть те, которые лежат в русле цифровизации процессов. "Короче, загрузить все в компьютер, как это часто бывает. Весь учет трудовой деятельности. Вы знаете, может быть. Если без этого не можем обойтись", - отметил белорусский лидер.
Вместе с тем он сразу обратил внимание на вопрос организации надлежащей защиты данных таких электронных баз, чтобы информацию оттуда потом не разместили на каких-то вражеских ресурсах. "Вот тут нам надо определиться: надо ли нам это делать сейчас, надо ли завтра делать, сколько это будет стоить и надо ли это вообще. Вроде бы работали и работаем. Система функционирует. Если в этом мы получим какую-то пользу для людей и для государства, с учетом всех рисков в том числе, ну хорошо, пойдем. Если нет, ну надо идти там (на внедрение новаций. - Прим. БЕЛТА), где надо идти. Если нет, может, и не надо", - очертил круг вопросов Александр Лукашенко.
Ирина Костевич доложила главе государства о предложении перестроить систему социального страхования, чтобы объединить в одном государственном органе полностью весь цикл пенсионного и социального страхования (больничные и детские пособия). То есть чтобы процессы назначения, выплаты пенсий и пособий, а также источник их финансирования находились в ведении одной структуры - Фонда социальной защиты населения.
В связи с этим Президент задал резонный вопрос, почему для сосредоточения всех этих функций предлагается именно Фонд соцзащиты, а не какая-либо другая структура: "Почему под фондом, а не под райисполкомом?"
В связи с этим Президент задал резонный вопрос, почему для сосредоточения всех этих функций предлагается именно Фонд соцзащиты, а не какая-либо другая структура: "Почему под фондом, а не под райисполкомом?"
По ее словам, в Фонде социальной защиты сейчас работают 1225 человек, у него есть серьезные информационные базы и системы, которые в перспективе будут развиваться. "Мы будем дальше продолжать развивать информационную составляющую фонда. Мы очень заинтересованы в дальнейшем информировать человека о его стаже, заработной плате, с которой уплачиваются взносы, для того, чтобы человек заблаговременно получил информацию о своей будущей пенсии. Ресурс фонда сегодня это позволяет. Начиная с 2003 года мы ведем персонифицированный учет и про каждого из граждан страны мы знаем историю за 20 лет - где человек работал, с какой суммы уплачивал взносы", - пояснила министр.
Она считает, что таким образом каждый человек по мере приближения к пенсионному возрасту, зная размер своей будущей пенсии, гарантированной со стороны государства, сможет принимать взвешенные решения о возможном участии в системе добровольного накопительного пенсионного страхования. "Чтобы человек сам определял - он хочет получать только государственную пенсию или хочет более комфортные условия в старости, хочет иметь дополнительный доход. Как раз механизм добровольной накопительной пенсии позволяет увеличить размер пенсии", - отметила Ирина Костевич.
Что касается персонифицированной базы данных, которая ведется с 2003 года, то она также будет расширяться. Ее можно считать цифровым дубликатом трудовой книжки, который позволяет максимально обеспечить гарантии человеку через Фонд социальной защиты на случай, например, утраты бумажных документов.