Меню
Председатель Круглянского районного исполнительного комитета
Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
24 сентября 2018
Здоровье психическое
Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.
Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека. О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов: отсутствие психических болезней; развитие психики, соответствующее норме; нормальное (благоприятное) общее состояние.
Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно. Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности. У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет. Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление. Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев: состояние сна и работоспособность.
Критерий 1: состояние сна
Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.
Неполноценный сон бывает по ряду причин:
Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.
Критерий 2: работоспособность
Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности. В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний. Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.
Для создания условий нормальной работоспособности нужно:
Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.
На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.
Правила сохранения психического здоровья:
Психическое и физическое здоровье — явления взаимосвязанные. Сохраняя свою психику, мы заботимся об организме в целом. Нужно внимательно относиться к своему состоянию и при малейших подозрениях на психический дискомфорт обратиться к специалисту для помощи и консультации. Будьте здоровы и радостны!
По материалам интернет сайта.