Порядок обращения за осуществлением административных процедур в электронной форме
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»:
1. Заявление заинтересованного лица подается на белорусском и (или) русском языках.
2. Законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь наряду с подачей заявления заинтересованного лица в письменной либо устной форме может быть предусмотрена возможность подачи такого заявления в электронной форме.
3. Заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа:
- без использования средств идентификации, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей части;
- с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юридическое лицо). Порядок получения уникального идентификатора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
- с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Способ доступа к единому порталу электронных услуг для подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме определяется Советом Министров Республики Беларусь в перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг.
4. Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в электронной форме, в таком заявлении должны содержаться следующие сведения:
- наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;
- сведения о заинтересованном лице:
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) – для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, – для индивидуального предпринимателя;
- наименование и место нахождения, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, – для юридического лица;
- наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;
- перечень документов и (или) сведений (при их наличии), представляемых вместе с заявлением заинтересованного лица;
- сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве или отметка о произведенном платеже, если указание этого номера не требуется для подтверждения факта оплаты) – в случае внесения платы посредством использования такой системы;
- подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, либо подпись представителя заинтересованного лица.
5. Заявление заинтересованного лица, поданное в электронной форме, рассматривается в порядке, установленном настоящим Законом для рассмотрения заявлений, поданных в письменной форме, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Порядок получения уникального идентификатора
Порядок получения уникального идентификатора определен Положением о порядке получения уникального идентификатора, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2017 г. № 637 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики «Об основах административных процедур».
Уникальный идентификатор –средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления.
Уникальный идентификатор позволяет войти в персональный электронный кабинет на едином портале электронных услуг и осуществить:
· подачу (отзыв) заявлений об осуществлении административных процедур;
· получение административных решений (уведомлений о принятых административных решениях);
· подачу (отзыв) административных жалоб в электронной форме.
Для получения уникального идентификатора гражданин обращается в службу выдачи уникального идентификатора с письменным заявлением (служба выдачи уникального идентификатора (далее – служба выдачи) – служба «одно окно», созданная в соответствии с законодательством об административных процедурах, а также оператор ОАИС и иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на выдачу уникального идентификатора).
При обращении в службу выдачи гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также дает письменное согласие на проведение сверки указанных им сведений с информацией, содержащейся в государственных информационных ресурсах (системах), владельцем которых является Министерство внутренних дел.
Работник службы выдачи осуществляет сверку сведений, указанных гражданином при подаче заявления о выдаче уникального идентификатора, с информацией о персональных данных и документе, удостоверяющем личность, содержащейся в государственных информационных ресурсах (системах), владельцем которых является Министерство внутренних дел.
К сведениям, подлежащим сверке, относятся: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, идентификационный номер (в случае его отсутствия – номер, указанный в документе, удостоверяющем личность гражданина), серия и номер документа, удостоверяющего личность.
Сверка производится в автоматизированном режиме посредством ОАИС.
Уникальный идентификатор включает в себя логин (имя учетной записи гражданина в ОАИС) и пароль.
Применение уникального идентификатора позволяет гражданину получить доступ в личный электронный кабинет.
Личный электронный кабинет формируется в автоматическом режиме одновременно с получением гражданином уникального идентификатора
Гражданин имеет право самостоятельно изменить первичный пароль, а также в последующем формировать новый пароль неограниченное количество раз.
Изменение первичного пароля и формирование нового осуществляются при авторизации в личном электронном кабинете.
Отметка о получении извещения удостоверяется подписью гражданина.
В выдаче гражданину уникального идентификатора отказывается в случаях:
· непредставления документа, удостоверяющего личность, и (или) несогласия на проведение сверки сведений, указанных гражданином при подаче заявления о выдаче уникального идентификатора, в порядке, определенном настоящим Положением;
· предоставления недействительного документа, удостоверяющего личность;
· наличия уникального идентификатора;
· выявления факта несоответствия сведений о гражданине и документе, удостоверяющем личность, при проведении сверки согласно пункту 7 настоящего Положения.
Гражданин имеет право отказаться от использования уникального идентификатора посредством подачи соответствующего письменного заявления в службу выдачи и предъявления документа, удостоверяющего личность.
Отказ гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение возможности осуществления через личный электронный кабинет административных процедур в электронной форме с использованием уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу. При этом работник службы выдачи инициирует блокировку доступа к личному электронному кабинету с использованием уникального идентификатора.
Заказ справок с использованием интернет-технологий