Четыре поколения. Как писалась общая история одной семьи и бобруйской «Белшины»
Нет такого промышленного гиганта, история которого не была бы тесно переплетена с судьбой одной-двух белорусских семей, а чаще счет идет на десятки. Жодинский БЕЛАЗ, столичные МАЗ и МТЗ, жлобинский БМЗ гордятся своими трудовыми династиями с общим стажем работы в 300, 400 и более лет. Усилиями именно таких верных и самоотверженных людей, близких друг другу по крови, и творилась слава промышленных предприятий Беларуси, бренды которых гремят по обе стороны земного шара. Общие истории заводов и семей длиною в век сегодня продолжают молодые, активные, перспективные и амбициозные потомки первых промышленников, и их взгляд на будущее предприятий, которые они называют вторым домом, смел и многообещающ. Возьмем, например, «Белшину». Начинающий специалист Елизавета Мартюченко работает на градообразующем предприятии родного Бобруйска около полутора лет…
Родовое гнездо
...Но связывает девушку с заводом столько, что парой-тройкой слов не ограничишься точно - впору браться за написание родословной. Дело в том, что Лиза - шинник в четвертом поколении. Первым свое имя в списки работников Белорусского шинного комбината вписал прадед молодого специалиста Василий Степанович Мурга, пришедший на завод в непростое время заработать копейку для большой семьи. Следом профессиональный путь с крупнейшим в современной Беларуси производителем шин связали бабушки молодой бобруйчанки Антонина Васильевна Семеницкая и Любовь Алексеевна Кузнецова. В разные годы и на разных производственных участках предприятия трудились дяди и тети, братья Елизаветы Мартюченко. Во время беседы с матерью героини Татьяной Анатольевной, которая, к слову, непрерывно работает на «Белшине» 27 лет, мы насчитали свыше 20 представителей семьи, числившихся в коллективе завода. Среди них, кстати, отмечены и руководители высшего звена. На самом деле, не появись в 1963 году в Бобруйске Белорусского шинного комбината, и Елизаветы могло не быть. Вот почему.
- Я пришла работать на «Белшину» в 18 лет: на дворе был 1996 год. Устроилась продавцом в магазин. Через месяц и познакомилась с Игорем, отцом Лизы. Он тогда только вернулся из армии и работал водителем - подвозил продукты в наш магазин. Как это обычно бывает, встретились, влюбились и поженились, - смеется Татьяна Анатольевна.
Так и получилось, что Татьяна и Игорь Мартюченко вместе почти столько же, сколько трудятся на заводе. У пары родились две прекрасные дочери: со старшей Елизаветой мы уже знакомы, девушка - родительская гордость, инженер по профессии, решивший после получения диплома БГТУ не оставаться в столице, а вернуться домой, в родной Бобруйск, чтобы укреплять престиж предприятия, сыгравшего в ее жизни особую роль, и развивать регион. Младшая Ева учится в седьмом классе. Татьяна Анатольевна рассказывает, что девочка растет разносторонней личностью, уделяющей много внимания школьным урокам, но с будущей профессией самая младшая из Мартюченко пока не определилась. Не исключено, что девочка, проявляющая завидный интерес к точным наукам, пойдет по стопам старшей сестры и станет технологом, программистом, инженером или экономистом, чтобы потом, и родители в этом не сомневаются, применять полученные знания во благо родной «Белшины».
- Знаете, для меня завод стал не просто местом, где я создала семью. Здесь я самореализовалась и как профессионал, получив сперва среднее специальное, а после и высшее образование, - признается бобруйчанка Татьяна Мартюченко. - И это не только мой опыт. В Бобруйске два профильных колледжа готовят специалистов для нашего завода: механико-технологический и индустриально-строительный. Многие ребята потом уезжают в Минск доучиваться в вузах, и большая часть из них возвращается домой, чтобы трудоустроиться на «Белшину». Возможно, будет звучать нескромно, но я все равно скажу: предприятие предлагает прекрасный социальный пакет, включающий широкий перечень медуслуг, внушительную матпомощь, и без крыши над головой работник завода не останется. А какая активная общественная жизнь!
Куда хочется вернуться
Меньше двух лет прошло с тех пор, как Елизавета окончила профильный вуз, что не мешает ей, однако, плодотворно трудиться для создания комфортных условий таким же, как она, молодым специалистам, делающим первые шаги в профессии именно на бобруйском заводе. Но обо всем по порядку.
В школьные годы у Лизы явно проявилась страсть к химии - над уравнениями реакций и формулами соединений девочка с удовольствием просиживала часами. Когда в гимназии №1 открылся профильный химико-математический класс, Елизавета не раздумывала над выбором ни минуты, сразу решив, что будет там учиться. Класс был непростым, его программа была целевой, разработанной для поступления именно в Белорусский государственный технологический университет с последующей отработкой на «Белшине». Могло это смутить воодушевленную Лизу? Конечно, нет. Гимназистка выполняла задания учителей с упоением, с легкостью поступила в вуз, где определилась с экологической специализацией, получила инженерное образование и вернулась в Бобруйск. Первое время молодой специалист занимала должность ведущего инженера по охране окружающей среды, а спустя шесть месяцев перешла в отдел кадров, где в круг ее трудовых обязанностей и вошла работа с молодежью.
- Мне казалось, родные стены помогают, и это действительно так. Поддержка очень важна, ведь первое место работы - путь в неизвестность, когда отсутствует представление о трудовом распорядке как таковом. К тому же я защитила дипломную работу по деятельности «Белшины», поэтому не понаслышке была знакома со спецификой функционирования предприятия, - поясняет сотрудник отдела кадров. - Пройдя свой путь молодого специалиста, я захотела быть полезной и для других ребят, оказавшихся на моем месте, но в более сложных условиях. Как никак, наше предприятие знакомо мне с детства, я фактически выросла здесь и всегда знала, что вернусь сюда уже в качестве работника.
Коллектив «Белшины» изначально принял пока еще неопытную Лизу, только получившую диплом, очень тепло: с азов до освоения профессиональных фишек - делающего первые шаги инженера обучили всему необходимому в работе. Конечно, подобная практика распространилась не только на девушку из семьи Мартюченко, а затронула каждого молодого специалиста более чем 7-тысячного завода «Белшина», львиная часть коллектива которого - молодежь до 35. Да и спустя время, после перевода в новый отдел сотрудницу не бросили на произвол судьбы - помог с адаптацией начальник управления персонала Игорь Фурманов.
Елизавета рассказала, что за молодыми специалистами закрепляются наставники, объясняющие суть трудовых обязанностей, на заводах новичкам в профессии также назначают повышенную процентную ставку за сложность и напряженность в работе, а учебу в профильном колледже или университете засчитывают в трудовой стаж - лишней копеечки к стартовой зарплате молодого специалиста не бывает.
- Я тому пример: когда родители и бабушки советуют прийти на промышленное предприятие и продолжить династию, стоит прислушаться, потому что многолетний опыт не врет. В мире сегодня экономическая ситуация нестабильна, многие заводы закрываются из-за невостребованности выпускаемой ими продукции, оттого особо ценны приглашения для трудоустройства на предприятия, подобные нашей «Белшине»: появляется уверенность, что сможешь всегда заработать на свой кусок хлеба. Для молодого человека, у которого нет своего жилья или накоплений, это большое подспорье, - делится продолжатель семейной династии Елизавета Мартюченко. - Не редки случаи, когда родители, трудящиеся на заводе, просят распределение для своих детей. С радостью даем. Преимущества все понимают.
Хочется расширять и развивать
«Белшина» сегодня - стремительно движущееся вперед производство, что логично влечет за собой наращивание объемов выпуска продукции, освоение ее инновационных видов и вливание на эти цели инвестиционных средств, рост численности сотрудников. А стабильно работающее предприятие и зарплаты предлагает достойные. На сегодня бренд и так - крупнейший в Европе производитель шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, сельскохозяйственной техники, прицепов, строительных и дорожных машин, автосамосвалов, в том числе карьерных большой и особо большой грузоподъемности.
Завод развивается, но как и прежде сохраняет ориентацию на массовый выпуск высококачественной продукции. Всего на предприятии освоено свыше 350 моделей шин, и ассортимент постоянно пополняется.
- Например, в сентябре 2017-го мы выпустили первую в Беларуси и странах СНГ радиальную бескамерную шину с карьерным рисунком протектора. Это самая большая шина, которая сегодня производится в мире: ее высота более 4 м, а вес приближается к 6 т, - подчеркивает главный конструктор шин - начальник управления проектирования и конструирования шин инженерно-технического центра Евгений Керножицкий. - Шина предназначена в том числе для комплектации самосвалов БЕЛАЗ особо большой грузоподъемности - речь идет о 450-тонниках. Подобных размеров шины прежде изготавливали лишь три компании на планете.
За последние три года здесь поставлено на серийное производство около 70 новых типоразмеров шин, что обеспечило высокий экспортный потенциал предприятия. Одним из знаковых событий для бобруйского завода стал долгожданный выход на рынок первых легковых шин отечественного производства с посадочным диаметром 19 и 20 дюймов.
- На 2024 год уйма планов: в том числе освоение и постановка на серийное производство еще более 20 моделей шин. Так, специально для белорусских производителей сельскохозяйственной техники в разработке находится новая линейка сельскохозяйственных шин, выполненных по технологии Ultraflex, - рассказал о подающих надежды проектах главный конструктор шин. - Применение данных современных технологий позволяет обеспечить безопасность, защиту почвы, высокую урожайность, продуктивность и тяговые свойства. В этом году мы также продолжаем работы по освоению перспективных импортозамещающих индустриальных шин с посадочным диаметром от 24 до 29 дюймов для шахтной техники Могилевского автомобильного завода.
В целом шинами бобруйского производства комплектуются самые что ни на есть промышленные гиганты Беларуси: БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, МЗКТ, «АМКОДОР» и «Гомсельмаш». По достоинству оценили белорусские шины и россияне, закупающие продукцию «Белшины» для КАМАЗа, автозавода «УРАЛ», «Группы ГАЗ», Петербургского тракторного завода и комбайнового завода «Ростсельмаш».
Подводя черту, остается только упомянуть, что сегодня доля присутствия «Белшины» на белорусском рынке составляет около 37%, и это не предел. Предприятие видит возможности для наращивания своего присутствия до 50%. Уже разработан специальный комплекс мероприятий, и, к слову, вливание в огромный коллектив завода «новой крови» - активной и креативной - один из его пунктов.